Безопасность образовательного учреждения охватывает широкий спектр направлений – от профилактики несчастных случаев до антитеррористических мер. Ключевые изменения в правилах школьной безопасности обусловлены усилившейся пандемией коронавируса, а также трагедией, которая произошла в Казани в мае 2021 года. Усилены меры в условиях распространения коронавирусной инфекции, что отражено в Письме Роспотребнадзора № 02/14750-2021-24 от 22 июля 2021 г.
Работа по профилактике детского травматизма выстраивается в двух основных направлениях:
создание безопасной образовательной среды для обучающихся;
гигиеническое обучение и воспитание обучающихся, целью которого является выработка у них навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
Основные гигиенические требования к условиям обучения в образовательной организации регламентированы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», которые направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и предусматривают выполнение требования к санитарному состоянию территории организации, ее зданий, сооружений, помещений, а также требования к оборудованию помещений образовательных организаций, к обеспечению нормального светового, воздушного и теплового режима в помещениях, к состоянию физического воспитания и организация физической культуры, к организация режима учебно-воспитательного процесса и состоянию медицинского обслуживания. Работа по формированию навыков безопасного поведения обучающихся может осуществляться в образовательной организации на основе следующих принципов:
системность – работа проводится ежедневно в течение всего учебного года; сезонность – учитываются местные условия, время года;
доступность – представленный учащимся материал, должен соответствовать возрастным особенностям.
Основными направлениями в этой работе выступает информационная и профилактическая деятельность педагогических работников. Информационная деятельность по формированию навыков безопасного поведения осуществляется посредством подготовки и оформления работы различных информационных материалов – стендов, таблиц, плакатов. Профилактическая деятельность может включать в себя не только профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, обучение правилам пожарной безопасности с учебной пожарной эвакуацией, но и изучение вопросов безопасного поведения на воде (особенно перед каникулами), в метро, на железнодорожных объектах и т. д.