МБОУ "Лучковская СОШ" Прохоровского района Белгородской области
Белгородская область Прохоровский район село Лучки улица Центральная дом 10
  • 6 фактов об агрессии в спорте

    Автор: МБОУ "Лучковская СОШ"
    6 фактов об агрессии в спорте.

      Спорт, особенности вида спорта формируют техники, приемы конструктивных форм агрессивного поведения в целях достижения победы. Неконструктивные же формы в большей степени имеют свое проявление в ситуациях не достижения цели (проигрыш соревнования или отсутствие возможности достижения цели – ситуация фрустрации).

      Обследование спортсменов разных видов спорта, уровня спортивной квалификации и молодежи, не занимающейся спортом, не дают оснований для заключения о большей агрессивности спортсменов. Более того, различия по ряду показателей агрессивности свидетельствуют о более выраженных проявлениях конкретных форм агрессивности у неспортсменов: косвенная агрессия выше у тех, кто не занимается спортом; они превосходят спортсменов по показателю раздражительности. Главное различие в агрессивных тенденциях заключается в большей сформированности навыков произвольной регуляции агрессивных форм поведения у спортсменов как приемов мобилизации на спортивную борьбу и большей выраженности импульсивных форм у молодых людей, не занимающихся спортом, как приемов самосохранения.

      Сопоставление данных по группам спортсменов разных видов спорта (дзюдо, айкидо, легкая атлетика, лыжные гонки) позволяет констатировать, что по показателям агрессивности статистически значимых различий между представителями разных видов спорта не установлено. Что касается конкретных проявлений, то у представителей вида спорта с поощряемой агрессией (дзюдо, самбо) больше физическая агрессия, а косвенная меньше, чем у остальных групп спортсменов. Уточним, это касается ситуаций спорта.

      Обследование спортсменов в разных ситуациях позволяет говорить об особенностях проявлений агрессии в зависимости от вида спорта. В этом плане наиболее показательно соотношение данных в ситуации покоя и на тренировке. Так, у спортсменов айкидо и циклических видов агрессия больше выражена на тренировках – необходимость в мобилизации функциональных возможностей, у самбистов и дзюдоистов этого нет – необходимо концентрироваться на поведении соперника.

      Уровень спортивной квалификации в реализации агрессивности спортсменов выражается в ситуативных проявлениях агрессии. В целом профили показателей агрессии в разных ситуациях по группам спортсменов разной квалификации в рамках одного вида спорта достаточно однотипны, что свидетельствует об общих закономерностях. В ситуации покоя у мастеров спорта, мужчин и женщин, показатели агрессии (ситуативная диспозиция) равны или ниже показателей агрессивности (личностная диспозиция), а у разрядников, мужчин и женщин, равны или выше значений агрессивности. Этот факт объясняется лучшей сформированностью навыков расслабления и мобилизации у более квалифицированных спортсменов. Уровень спортивной квалификации проявляется в большей гибкости (управляемости) рациональной, конструктивной агрессии. Можно предположить, что наличие конструктивных форм агрессивного поведения как бы «смягчает критерии запуска» импульсивных, неконструктивных форм агрессии.

      Существенное влияние на проявление агрессии оказывает самооценка личных качеств. Связи показателей самооценки личных качеств с показателями агрессивности имеют достаточно разветвленный характер, что свидетельствует о функциональной связи явления агрессии и того, как оценивают себя спортсмены. Самооценка удовлетворенности достигнутыми результатами свидетельствует о сформированности стереотипов агрессивного поведения. Чем выше самооценка по этому показателю, тем сильнее выражены активные формы агрессивности (физическая и вербальная) и, наоборот, тем менее выражены скрытые формы агрессивности (косвенная агрессия, негативизм, подозрительность, чувства недовольства и обиды). Самооценка уверенности в себе оказывается весьма значимой в ситуативных проявлениях агрессии. Чем увереннее в себе спортсмен, тем интенсивнее проявляется спонтанная, рефлексивная агрессия (ситуация фрустрации), тем меньше проявляется агрессия в ситуациях целенаправленной деятельности (ситуация напряженной тренировки).

    В психологии спорта давно установлено, что занятия спортом формируют такие личностные качества, как уверенность в своих силах, эмоциональная устойчивость, решительность, самоконтроль. По нашим данным, уверенность, удовлетворенность (соответственно спортивным результатом, личными качествами) отрицательно коррелируют с импульсивными, неконструктивными формами агрессии. На основании этого можно заключить, что не уверенный, не удовлетворенный своими качествами человек использует импульсивные формы агрессии как защиту, компенсацию своей нерешительности в ситуациях персональной ответственности.

     Пользуйтесь этими знаниями на практике, занимайтесь спортом и будьте здоровы!

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie