МБОУ "Лучковская СОШ" Прохоровского района Белгородской области
Белгородская область Прохоровский район село Лучки улица Центральная дом 10
  • Профилактика буллинга обучающихся

    Рекомендации для педагогов

    Учителям не всегда просто удается вовремя обнаружить случаи кибербуллинга в школе на этапе их возникновения. Как правило, учителя узнают об этом достаточно поздно, на этапе обострения конфликта. Упреждающие меры по распознаванию кибербуллинга могут способствовать смягчению конфликта и препятствуют его распространению.

    По каким признакам можно понять, что среди обучающихся класса возможна ситуация кибербуллинга:

    • анонимность e-mail: ученики имеют возможность со своего почтового адреса писать оскорбительные письма другим людям анонимно и бесплатно. Стоит учитывать тот факт, что анонимные почтовые ящики зачастую используются для травли других учеников;
    • ухудшение психологического климата в классе: если отношения между учениками в классе накаляются, количество конфликтов увеличивается, то это является почвой для появления кибербуллинга;
    • разрыв дружеских связей: чаще наблюдается у девочек, когда жертвой кибертеррора становится подруга, против которой используется личная информация, полученная на этапе близких отношений;
    • атмосфера школьных мероприятий может служить хорошим показателем качества отношений, в том числе кибербуллинга среди учеников класса. В течение различных экскурсионных поездок, праздников, конкурсов и прочего становится видно, насколько сплочен класс и где проходит «линия надлома» межличностных внутригрупповых отношений.

    Можно определить следующие шаги при обнаружении факта кибербуллинга в классе:

    • связаться с родителями участников травли;
    • провести беседы с подростками по данной проблеме;
    • совершенствовать собственные знания в области медиакомпетенций, передавая их обучающимся.

    Психологические причины проявления буллинга среди несовершеннолетних

    К психологическим причинам проявления насилия можно отнести:

    • страх: боязнь стать жертвой буллинга заставляет примкнуть к активной группе, которая и оказывается агрессором;
    • авторитет: потребность быть на виду у всех, привлечь внимание;
    • конфликты: чаще межнациональные. Различия культур сразу могут вызвать вражду. Данные конфликты делятся на подвиды по различному признаку, например, языку, внешности, традициям;
    • скука: зачастую лишь от безделья и скуки подростки, не зная, чем себя занять, начинают разрушать свою виртуальную репутацию, к примеру, негативным комментированием чьей-либо фотографии;
    • сила: демонстрация своей силы наряду с другими факторами может выступать причиной нападок в сети. У каждого человека есть потребность показать свое превосходство, но у каждого человека это проявляется в разной мере и разными способами;
    • комплекс неполноценности: есть вероятность стать объектом насмешек из-за чувства своей ущербности. Также есть возможность «уклоняться» от комплекса или проецировать его на другого человека посредством кибербуллинга;
    • личностный кризис: причиной кибербуллинга могут послужить как разрыв дружбы, так и разрыв любовных отношений, чувство зависти и ненависти.

    Рекомендации подросткам, оказавшихся жертвой буллинга или кибербуллинга

    В первую очередь, никогда не обвиняйте в случившемся себя. Для травли не нужен повод, и она полностью на совести хейтеров. Никто не заслуживает буллинга, его ничем нельзя оправдать.

    Во многих социальных сетях есть функция защиты от травли. В контакте  противодействием буллингу занимается целый отдел (так называемая абьюз-тим). На тех, кто регулярно пишет хейтерские сообщения, нужно посылать жалобы (репорты). В чатах или форумах можно обратиться за помощью к модераторам.

    Следите за настройками приватности. Выкладывайте в сеть как можно меньше личной информации о себе. Никому не сообщайте свои персональные данные. Не открывайте доступ к своей странице посторонним людям. Можно ограничить круг лиц, которые могут писать вам сообщения. Будьте осторожны, если у вас просят провокационные фотографии. Впоследствии их могут использовать против вас.

    Следите за информацией, которую выкладываете в Интернете. Не посылайте сообщения или изображения, которые могут кого-либо обидеть.

    Если началась травля, не «кормите» тролля. Не угрожайте ему в ответ, не призывайте к справедливости. Помните, что все, что вы скажете, подадут так, что станет еще хуже. Эффективнее всего работает игнорирование: троллю нужно эмоциональное подтверждение того, что провокация удалась.

    Травля − это всегда стресс. Поэтому психологи советуют отвлекающие методы. Почувствовать себя «здесь и сейчас» помогает, например, легкая физическая нагрузка: прогулка или пробежка. В идеале забудьте дома смартфон.

    Не отрицайте свои эмоции. Буллинг − это травматично. Совершенно нормально чувствовать в ответ гнев, растерянность или обиду. Кстати, мужчины плачут, и это тоже нормально.

    Изолируйте себя от агрессоров. Забаньте всех, не читайте отфильтрованные сообщения. Максимально ограничьте потребление травмирующего контента.

    Посмотрите на троллей с другого ракурса. Эти люди по ту сторону экрана чем-то настолько не удовлетворены, что готовы вымещать обиду на посторонних. Их критика, их комментарии − это никогда не про вас, но всегда − про их собственное душевное состояние.

    Если вы видите, что ваш знакомый стал жертвой буллинга в Интернете − никогда не бойтесь встать на его сторону. Психологически желание «остаться над схваткой» понятно, лезть в чужой конфликт неприятно и страшно. Но вы всегда можете высказать поддержку в личных сообщениях, или же написать слова поддержки у себя на странице. Не оставайтесь в стороне: каждый молчащий пользователь развязывает буллерам руки, а жертва чувствует себя бессильной и одинокой.

    Если вы заметили, что травля носит систематический характер, то нужно сохранить подтверждения фактов о нападении в Интернете (например, в виде скриншота).

    Рекомендации для родителей

    Объясните детям, что, общаясь в Интернете, они должны быть дружелюбными с другими. Большинство людей, которые были в роли агрессоров, просто не понимали, что делают что-то неправильное, их поведение было связано с банальной скукой. Про проблему кибербуллинга говорят очень редко и мало. У подростков важно сформировать понимание, что соцсети и мессенджеры – это уже часть не виртуальной, а реальной жизни. Любые действия там имеют последствия.

    Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию. Будучи пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов – читать грубости так же неприятно, как и слышать.

    Если ребенок стал жертвой кибербуллинга, помогите ему найти вы- ход из ситуации. Практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаления странички.

    Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

    Старайтесь следить за тем, что ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пребывания в сети.

    Основные признаки того, что ребенок или подросток стал жертвой кибербуллинга:

    Он изменился в настроении, напуган, встревожен, в том числе:

    • стал грустнее;
    • старается избегать общественных мероприятий, походов в спортивные секции и т.д.;
    • стал использовать свои мобильные устройства не так часто, как раньше;
    • стал реагировать негативно на звук новых сообщений.

    Изменилось поведение, особенно в области взаимодействия с Интернетом.

    Любое резкое изменение в настроении ребенка или подростка, сохраняющееся продолжительное время, может оказаться признаком того, что он подвергается кибербуллингу. Если появились такие подозрения, стоит поговорить с ним по душам и ни в коем случае не осуждать.

    Перечисленные признаки могут характеризовать и другие проблемы. Но ситуацию кибербуллинга довольно просто распознать, поэтому стоит постараться исключить ее в первую очередь.

    Ребенок удалил страницы в социальных сетях.

    Человек, который подвергается кибербуллингу, может удалить свои страницы в социальных сетях, чтобы избежать травли. Если вы знаете кого-то, кто в последнее время внезапно удалил свои страницы в социальных сетях, не объяснив, почему, – поговорите с ним, возможно, он пытается таким образом защитить себя от онлайн-преследования.

    Вам попались оскорбительные или унизительные изображения и сообщения c участием вашего ребенка в сети.

    Кибербуллинг зачастую происходит на глазах у всех. Поэтому вам могут попасться в открытом доступе его компрометирующие фотографии или сообщения.

    Как помочь ребенку при травле в Интернете

    Что делать, если ребенок стал жертвой кибербуллинга

    (4 простых совета, как оградить ребенка (и себя) от буллеров в сети)

    Самый простой и быстрый способ самозащиты — это кнопка «Пожаловаться» ВКонтакте, которая есть у каждого поста. Хорошо указать причину: оскорбление, материал для взрослых, пропаганда наркотиков, детская порнография, насилие/ экстремизм, призыв к суициду.

    Не забывайте про настройки безопасности (есть во всех соцсетях и мессенджерах). Там можно, например, запретить, чтобы вас отмечали в комментариях, постах и фотографиях.

    Объясните ребенку, что не стоит публиковать в сети личную информацию о себе, которую он вряд ли хотел бы рассказывать всем. Номер телефона, адрес.

    И напоминайте, что он всегда может обо всем вам рассказать. И вы не будете ругаться. Доверие – самое важное.

    Пошаговые инструкции борьбы с кибербуллингом в социальных сетях

    Сообщите о произошедшем представителям социальной сети. Пожалуйтесь на обидчика представителям социальных сетей, в которых происходила травля. В соцсетях есть правила, касающиеся сообщений оскорбительного содержания и другого неприемлемого поведения. После вашего обращения представители сервисов обязаны расследовать ситуацию.

    Вы всегда можете самостоятельно пожаловаться на материалы, которые кажутся вам неприемлемыми, с помощью кнопки «...» в правом верхнем углу каждой записи. Выберите один из пунктов:

    «Оскорбление»;

    «Материал для взрослых»;

    «Пропаганда наркотиков»;

    «Детская порнография»;

    «Насилие/экстремизм»;

    «Призыв к суициду».

    В таких случаях достаточно отправить жалобу – обращение в Поддержку не требуется.

    Также вы можете написать о нехороших сообществах в службу Поддержки. При отправке обращения, пожалуйста, убедитесь в том, что текст содержит ссылки на сами записи, к которым у вас возникли вопросы.

    Для получения этих ссылок достаточно щелкнуть по дате размещения записи и скопировать содержимое адресной строки браузера. Если речь идет о закрытом сообществе, стоит приложить скриншоты записей. Важно: жалоба должна быть именно от пострадавшего. Удивительно, но некоторым может быть на руку черный пиар, потому мы должны убедиться, что герою записи она действительно вредит.

    Подумайте, кому еще нужно сообщить о ситуации.

    Если вы сочтете случай кибербуллинга достаточно серьезным, возможно, вам следует обратиться:

    к руководству школы, если обидчик вашего ребенка учится там же;

    к родителям обидчика;

    в полицию.

    Помните! Вы должны быть уверены в своих обвинениях, так как в случае ошибки вы можете серьезно и непоправимо испортить репутацию человека, которого обвините.

    Помогите ребенку изменить настройки его профиля в социальных сетях.

    Помешайте хулигану снова выйти на связь с вашим ребенком. Сократите вместе с ребенком количество личной информации о нем в открытом доступе.

    Примите меры, чтобы защитить его от повторной травли в сети: не раскрывайте в сети личную информацию: адрес, номер телефона и местонахождение; от нежелательных контактов можно себя оградить, если изменить настройки приватности в аккаунтах социальных сетей (это поможет оградить определенных людей от онлайн-общения с вашим ребенком); измените эти настройки так, чтобы только близкие друзья смогли связаться с ним. Возможно, следует изменить имя вашего ребенка в социальных сетях. Если ребенок сохранит прежнее имя или никнейм, обидчик сможет найти его и продолжить травлю, представившись кем-то другим. Исключите такую возможность, сменив имя ребенка в социальных сетях, его фотографию профиля, а также любую другую информацию, которая может помочь обидчику идентифицировать его. После того как внесете все необходимые изменения, проверьте, насколько сложно стало найти вашего ребенка в сети.

    Создайте новую учетную запись. Если кто-то выдает себя за вашего ребенка в сети, может помочь создание новой учетной записи. Сообщите друзьям и близким ребенка, что у него изменились адрес электронной почты, профиль в социальных сетях и имена учетных записей.

    Эмоциональная поддержка ребенка.

    Не критикуйте и обязательно поддерживайте вашего ребенка в этот сложный период. Дайте ребенку понять, что в случае кибербуллинга он может довериться вам и людям, которые профессионально оказывают по- мощь в таких ситуациях, расскажите о возможностях анонимной службы, которой можно доверить свою проблему и найти выход из сложившейся ситуации. В подобных ситуациях очень важно быстро и оперативно найти поддержку и выговориться, перестать чувствовать себя «жертвой» чьей-то жестокой шутки или мести. Когда ребенок не один, а вместе с кем-то будет принимать шаги по решению проблемы, он почувствует, что он борется с проблемой и решает ее, а не закрывает на нее глаза и смиряется с приговором в сети.

    Дети и компьютер (психолог – родителям)

    Мы сколько угодно можем рассуждать о том, вредны ли компьютеры для ребенка, и как Интернет влияет на его психику. Но это не изменит очевидного факта: дети давно освоились в сети и разбираются в компьютерах лучше, чем мы сами. Хотим мы этого или нет, но наши дети будут пользоваться компьютерами, ведь все самое интересное и модное давно переместилось с экранов телевизоров в Интернет. Именно здесь они находят самую новую музыку, скачивают самое модное кино, обновляют программное обеспечение. А главное, именно здесь происходит общение в чатах и форумах, на страничках социальных сетей знакомятся, находят друзей и единомышленников, влюбляются и делятся самым сокровенным

    – тем, что по каким-то причинам нельзя обсудить с родителями или друзьями. С одной стороны, Интернет таит в себе огромные возможности для подростка, а с другой, Интернет – это и множество опасностей: от банального плагиата и виртуальных хулиганов, которые оскорбляют пользователей чатов, прячась за псевдонимами, до вполне реальных преступников и педофилов. Поэтому очень важно объяснить детям базовые правила безопасности в сети, а затем тщательно следить за их соблюдением.

    Вот некоторые рекомендации:

    Установите компьютер на видном месте. Если монитор находится на виду, риск того, что школьник будет посещать запрещенные сайты, гораздо ниже.

    Заключите соглашение. Договоритесь, сколько времени ребенок может проводить у компьютера, какие сайты можно посещать. Можно записать все пункты и повесить на стену, оговорив штрафы за нарушение.

    Научите детей не выдавать личную информацию. Если ребенок пользуется чатами и форумами, объясните, что нельзя сообщать виртуальным знакомым свое настоящее имя и фамилию, адрес, а также имена друзей.

    Запрещайте личные встречи. Лучше всего запретить ребенку общаться в сети с теми, кого он не встречал лично – в школе, во дворе, на даче. Но если виртуальные знакомые все-таки появляются, с ними нельзя встречаться без разрешения родителей.

    Разговаривайте с ребенком. Расспрашивайте о друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются, как если бы вы говорили о реальных людях.

    Будьте в курсе. Важно знать, какими сайтами пользуются дети. Предпочтительнее сайты, где есть модераторы, которые следят за порядком. На многих чатах и форумах есть возможность общаться в приватном режиме. Настаивайте на том, чтобы ребенок не общался в привате с незнакомыми людьми.

    Поставьте жесткое условие: чтобы скачать что-либо из Интернета (музыка, фильм или новая игра), ребенок каждый раз должен получить ваше разрешение.

    Приучите ребенка делиться опасениями. Если кто-то оскорбляет ребенка в сети или угрожает ему, обязательно нужно сообщить родителям.

    Поговорите с ребенком о вежливости в сети. Нельзя оскорблять или высмеивать людей в форумах и чатах.

    Играйте вместе. Если ребенок играет в сетевые игры, то самый верный способ его обезопасить – играть вместе с ним, особенно на первых порах.

    Обращайте внимание на детали на фотографиях. Объясните ребенку, что по фотографиям можно получить сведения о человеке. Нельзя размещать в Интернете фотографии с легко узнаваемыми деталями

    – номерами домов, названиями улиц, номерами машин, названием школы.

    Обратите внимание ребенка на то, что информация в Интернете доступна для всех. То, что он опубликует в своем блоге или на своей страничке в социальной сети, могут прочитать одноклассники, учителя, родители друзей, поэтому нужно быть осторожным и не писать ничего такого, что может скомпрометировать автора.

    Установите фильтры. Существует множество программ, которые позволяют блокировать нежелательный материал. Поговорите с представителем интернет-провайдера, чтобы выбрать оптимальный вариант.

    Контролируйте выполнение правил. Даже если ваш ребенок — достаточно опытный пользователь, регулярно контролируйте, выполняет ли он правила вашего договора.

    После опубликования оскорбительных комментариев никто не вспоминает о ст. 282 Уголовного кодекса РФ, согласно которой преступными признаются действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии.

    Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011

    № 11 публично совершенными действиями по смыслу ст. 282 УК РФ признаются действия, совершенные в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть Интернет, и иные подобные действия. Иными словами, если пост (или комментарий, сообщение) могут прочитать большое количество людей, то такой пост, размещенный на сайтах, в блогах или на форумах, является публичным.

    Предусмотренное ч. 1 ст. 282 УК РФ преступление считается совершенным с момента совершения хотя бы одного из указанных выше действий, то есть, например: с момента опубликования комментария или видеоролика, направленного на возбуждение ненависти либо вражды, даже если ролик снимало не лицо, его разместившее, или ролик доступен только друзьям и был удален. Статья 282 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб., либо принудительных работ вплоть до лишения свободы на срок до двух лет. Следует обратить внимание на статьи федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению» от 7 июня 2017 г. № 120-ФЗ: «Статья 110. Доведение до самоубийства.

    Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего – наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от двух до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

    То же деяние, совершенное: а) в отношении несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного; б) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности; в) в отношении двух или более лиц; г) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; д) в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»), – наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового»;

    «Статья 110.1. Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства.

    Склонение к совершению самоубийства путем уговоров, предложений, подкупа, обмана или иным способом при отсутствии признаков доведения до самоубийства – наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Содействие совершению самоубийства советами, указаниями, пре- доставлением информации, средств или орудий совершения самоубийства либо устранением препятствий к его совершению или обещанием скрыть средства или орудия совершения самоубийства – наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет или без такового.

    Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные: а) в отношении несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного; б) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности; в) в отношении двух или более лиц; г) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; д) в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»), – наказываются принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

    Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, повлекшие самоубийство или покушение на самоубийство, – наказываются ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности

    или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового.

    Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, повлекшие самоубийство или покушение на самоубийство, – наказываются лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового»;

    «Статья 110.2. Организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства

    Организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства путем распространения информации о способах совершения самоубийства или призывов к совершению самоубийства, – наказывается лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

    То же деяние, сопряженное с публичным выступлением, использованием публично демонстрирующегося произведения, средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), – наказывается лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

    Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, добровольно прекратившее соответствующую преступную деятельность и активно способствовавшее раскрытию и (или) пресечению преступлений, предусмотренных статьями 110, 110.1 настоящего Кодекса или настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления»;

    «Статья 151.2. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего

    Склонение или иное вовлечение несовершеннолетнего в совершение противоправных действий, заведомо для виновного представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего, путем уговоров, предложений, обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков склонения к совершению самоубийства, вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления или в совершение антиобщественных действий – наказывается штрафом в размере от пятидесяти тысяч до восьми- десяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    То же деяние, совершенное: а) в отношении двух или более несовершеннолетних; б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»),

    – наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового

    1. Автономная некоммерческая организация «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной    среды»:    https://www.cism-ms.ru/poleznye- materialy/profilaktika-bullinga-sredi-podrostkov-kuda-obrashchatsya-i-kak-sebya- zashchitit/
    2. Автономная некоммерческая    организация    помощи    детям «Благотворительная организация «Журавлик»: http://zhuravlik.org/
    3. Антибуллинговая программа «Травли.NET»: https://травлинет.рф/
    4. Антибуллинговая программа федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности «Каждый важен»: https://каждыйважен.рф/
    5. Всероссийский Детский телефон доверия: психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей: http://telefon-doveria.ru
    6. Дети России   онлайн.   Сайт   проектов   Фонда    Развития    Интернет – по вопросам социализации детей и подростков в развивающемся информационном обществе, а также проблемам их безопасности в современной инфокоммуникационной среде.: http://detionline.com/
    7. Игра для подростков о буллинге «Анимагии» студии игровых решений Фонда социального развития «Полдень». Игра для обучающихся (9+). Персонажи игры иллюстрируют роли и стратегии детей в случае реальной ситуации травли. Проект реализуется при поддержке грантов мэра Москвы. Партнерами в разработке концепции стали эксперты антибуллинговой программы «Травли.NET» (АНО «БО «Журавлик»).    Игра    доступна    бесплатно    в    Google    Play    и    AppStore: https://thenoon.ru/index.html, методические материалы: https://drive.google.com/drive/folders/1geHforRxYUblNIYe624NKz5- d7lNlkxP?usp=sharing
    8. Кабинет онлайн-консультирования    для    подростков    и    молодежи «ПроПсиТин»: http://propsyteen.ru/
    9. Полезные ресурсы для родителей. Информационные материалы ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»: https://disk.yandex.ru/i/4MYokwL5aIdf4w
    10. Портал «Мой семейный центр» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Бесплатная психологическая и юридическая помощь семьям с детьми, в том числе по вопросам травли (буллинга): https://мойсемейныйцентр.москва/
    11. Портал «Я – родитель»: http://www.ya-roditel.
    12. Портал психологических изданий «PsyJournals»: https://psyjournals.ru/
    13. Проект «ВКонтакте» «Останови травлю!»: https://kiberbulling.net/
    14. Проект «Вместе против буллинга» портала «Школа.Москва. Учимся всей семьей»: http://bullying.shkolamoskva.ru/
    15. Проект «Лига    безопасного    Интернета»:    https://ligainternet.ru/https://вбезопасныйинтернет.рф/
    16. Проект Учеба.ру «15 правил безопасного поведения в интернете»: https://www.ucheba.ru/project/websafety
    17. Просветительский проект «ОБИДКА – культура примирения». Восстановительный подход в работе с травлей. Проект реализуется Ассоциацией служб примирения Самарской области, частным учреждением культуры «Молодежь- Музей-Культура» и частным учреждением развития восстановительного подхода «Примирение» при поддержке Фонда президентских грантов: https://vk.com/obidka63
    18. Ресурс бесплатной психологической и информационной помощи подросткам до 18 лет «ПомощьРядом.рф»: https://pomoschryadom.ru/
    19. Ресурс бесплатной психологической онлайн-помощи детям и подросткам «МыРядом.онлайн»: https://мырядом.онлайн/
    20. Ресурс бесплатной    психологической    онлайн-помощи    подросткам и молодежи до 23 лет «ТвояТерритория.онлайн»: https://www.твоятерритория.онлайн/
    21. Сайт «Классныеигры.рф». Интерактивная онлайн-игра для подростков, обучающая эффективным стратегиям противостояния травле (буллингу) «Тренажер для смелых» (12+): https://classgames.ru/
    22. Специализированные страницы    сайта    ФГБУ    «Центр   защиты   прав и интересов детей»: «Твой безопасный кибермаршрут», «Информационная безопасность», «Ценность жизни – обеспечение вопросов детской безопасности»: http://www.fcprc.ru
    23. Федеральная круглосуточная горячая линия по оказанию психологической помощи студенческой молодежи Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. 8 (800) 222-55-71, https://minobrnauki.gov.ru/press- center/news/?ELEMENT_ID=47783
    24. Федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей «Растим детей»: https://растимдетей.рф/
    25. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: http://fond-detyam.ru

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie